Banner

5 октября 2010 г.

Дизайнер Анна Яцко: Фэшн-площадка в Беларуси пока не сформировалась, а белорусская мода - как мыльный пузырь...

Дизайнер одежды Анна Яцко
Ее коллекции показывались в Брюсселе, Берлине, Гётеборге, а стилизация национального костюма принесла белорусскому дизайнеру Анне Яцко 3-е место на Международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в Москве.

Сейчас участница «Мельницы Моды» и конкурса дизайнеров одежды «Дикавата» живет и успешно работает над своей новой коллекцией в Москве. Я поговорила с Анной Яцко о перспективах белорусской фэшн-индустрии и качествах успешного дизайнера.
- Анна, сложно ли стать в Беларуси дизайнером?

- Давайте поразмышляем вместе. Что значит стать дизайнером? Можно получить высшее образование по специальности дизайнер одежды, а потом работать на какой-нибудь швейной фабрике или в ателье. Я очень сильно сомневаюсь в том, что там можно самореализоваться, это не та творческая площадка, где дизайнер может расти и развиваться в своем направлении.
Есть категория дизайнеров, которым не обязательно оканчивать институты для того, чтобы создавать коллекции. Просто дизайнер - это не профессия, это состояние души, это не просто знания, важность которых я не оспариваю, - это умение чувствовать гармонию формы, цвета и материала. Это талант.

Но тут следует уточнить один момент. Важно не то, есть ли у вас диплом дизайнера, или вы - самородок. На этом этапе все равны. Главное не быть дизайнером, важно стать дизайнером. И я уточню – успешным дизайнером одежды. Иначе ваше творчество будет просто для себя, хобби.

А если вы хотите получать за это деньги, чтобы вашу одежду покупали, одного таланта не достаточно.

- А как ты пришла в дизайн? С чего началась твоя карьера?

- Я с детства любила рисовать. У меня получалось достаточно неплохо, учитывая тот факт, что я не училась в художественной школе. Я получала кайф от процесса создания эскизов. Так и родилась моя мечта – стать художником-модельером. Я активно интересовалась модой. После школы я поступила в Белорусский Государственный Педагогический университет имени М.Танка на специальность педагог-художник. Это было не совсем то, чего я хотела, но, учась на 4 курсе, я волей судьбы попала в дизайн-студию «Арт-Авангард», где преподавала Марина Геннадьевна Парфенович, известный белорусский дизайнер, творческая единица в составе бренда « Сёстры Парфенович». Я всегда буду ей благодарна за то, что она помогла мне раскрыться. Я почувствовала свои силы, научилась шить, создала с её помощью свою первую коллекцию. Конечно, сейчас мне смешно ее вспоминать, но на тот момент я чувствовала, что могу, что у меня получается.

Вторая коллекция была намного серьезнее, конструкция моделей была сложнее. С ней я участвовала на международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в Москве, заняв 3 место в номинации «Стилизация национального костюма». Я чувствовала свой творческий рост, и уже следующая коллекция «Мой декаданс» участвовала в «Мельнице Моды». Я была приятно удивлена, что мою коллекцию отметило европейское жюри. На то время я уже работала в студии «Дизайн креативной одежды», работала вместе с Мариной Геннадьевной, участвовала в показах.

В рамках «Мельницы Моды» вместе с Сашей Варламовым мы ездили с показами в Германию, Бельгию, Швецию, Литву. Это был полезный культурный и профессиональный опыт.
Следующая коллекция легла в основу моего творческого союза с Сашей Подъельской. Это коллекция белья, но скорее арт-белья, если можно так назвать. Это искусство, а не одежда. В таком направлении мы с Сашей хотим продолжать свое сотрудничество под брендом «Lace Revolver». Надеюсь, вы еще о нас услышите!

- Анна, а можно ли в Беларуси открывать собственные бутики и зарабатывать деньги?

- Я уже говорила, что дизайнеру для того, чтобы успешно продаваться, помимо таланта нужны деньги. И немалые деньги. А еще грамотный маркетинг и пиар. Что тут скрывать – все понимают, что модная индустрия – это индустрия шоу-бизнеса, ее неотъемлемая часть. Это целая машина, которая функционирует в условиях развитой рыночной экономики. На данный момент я могу сравнивать структуру фэшн-пространства России и Беларуси (хотя это невозможно сравнивать). К сожалению, в Беларуси еще не сформировалась инфраструктура шоу-бизнеса и вместе с тем фэшн-площадка. Поэтому бессмысленно говорить о том, что здесь можно открыть свой магазин и получать с этого свои дивиденды. Это неоправданный шаг. Потому что нет условий.

Я знаю, что в Минске есть магазин, в котором продают вещи белорусских дизайнеров, но не думаю, что он приносит достойную прибыль. Хотя радует тот факт, что уже появляются такие магазины.


- А готовы ли белорусы выкладывать крупные суммы за оригинальные дизайнерские вещи?

- Правильный вопрос. Продолжая тему белорусской моды, я могу сравнить её с мыльным пузырём, - она вроде бы есть, о ней говорят, и в то же время её нет как индустрии. Мода, которую создают белорусские дизайнеры – где она? Где имена? Спросите у рядового белоруса, кого из отечественных дизайнеров он знает? Я сомневаюсь, что он назовет хотя бы два имени. Печально, но факт. Есть много талантливых ребят, создающих интересные вещи. Но они не востребованы. Почему? Большая часть белорусов не готова платить за дизайнерские вещи. А они, сами понимаете, не могут стоить дешево. Многие лучше пойдут на рынок и купят там себе одежду как у всех. Их это устраивает. У кого достаток повыше – едут на шопинг за границу, там можно купить массмарки и бренды люксового сегмента по более доступной цене. А те, кто любит эксклюзив, и готов за это платить, - к сожалению, их меньшинство. На эту категорию белорусов и работают молодые дизайнеры.

- В Беларуси столько талантливых людей. Так почему Минск никак не может стать фэшн-столицей?

- Да, талантов много. Но для того, чтобы о них услышали, заговорили и стали их покупать, нужно вложить деньги в этих дизайнеров, в рекламу, в раскрутку. Вот в Москве существует сеть шоу-румов, где выставляются коллекции дизайнеров, которые можно купить. Стилисты берут там вещи на съемки для модных журналов. И магазину выгодно, и молодому дизайнеру реклама и прибыль. Продуманная система. Ведь далеко не у всех дизайнеров есть «продюсеры». Участие в конкурсах тоже не всегда гарантия того, что о вас будут говорить, и, следовательно, - покупать.

Я поддерживаю проект «Мельница Моды» Саши Варламова в целях просвещения белорусов в сфере отечественной моды. Это, конечно, не гарантия успеха, ведь «засветиться» - это еще 10% от того, что еще нужно сделать для успешной карьеры. Саша помогает молодым дизайнерам поверить в себя, почувствовать себя востребованными, дать им шанс, стартовую площадку для творческого развития. Тем более, что «Мельница» развивает связи с Европой, со школами дизайна высокого уровня. Съездить на стажировку - тоже неплохой опыт, ведь очень важно понимать, чего требует современное потребительское общество в рамках всего мира, не только Беларуси…

Я слышала, что скоро в Минске будет проходить Белорусская неделя моды. Многообещающий проект, но выводы пока делать рано. Хочется верить, что уровень организации проекта будет на высоком профессиональном уровне. Конечно, сравнивать с другими неделями моды мировых столиц пока рано. Но если есть движение, если есть интерес к белорусской моде, - значит, есть надежда.

- И все-таки, Анна, почему белорусские дизайнеры уезжают из Беларуси? И чем манит белорусских дизайнеров заграница? 

- Ответ на вопрос очевиден. Каждому творческому человеку хочется самореализовываться, а когда ты пытаешься что-то сделать, выкладываешься, делаешь коллекции, участвуешь в показах и конкурсах, но ничего не меняется, проблема, видимо, есть. Но ждать, пока что-то изменится в стране, по крайней мере, некогда. Время идет, оно требует мобильности и гибкости, постоянной активности и креативности. А среда, в которой ты творишь – тоже очень важный фактор развития творческой личности. Если вариться в собственном соку, ничего не выйдет. Мода - слишком изменчива и непостоянна, нужно очень быстро реагировать на её изменения и соответствовать её ритму, быть на несколько шагов впереди её. Поэтому белорусская молодежь уезжает за границу. Разве можно их осуждать за то, что в них есть то, что нужно этому миру: свобода, открытость, космополитизм, смелость и активность. А за границей это ценится. Ведь просто талант никому не нужен. Для того, чтобы быть успешным, нужно обладать очень гибким творческим мышлением, способным вдохнуть в материальный мир что-то новое, экспериментальное, даже выходящее за границы понимания.

Современный дизайнер - это человек, задействующий информационное поле в целях своего продвижения, рекламы и продажи своего продукта. Заметьте, как активно используют интернет европейские блоггеры, молодые дизайнеры, стилисты, фотографы, художники и т.п. Это самая востребованная площадка для общения и обмена информацией на сегодняшний день. Конечно, мне обидно за то, что белорусские таланты не могут реализовываться в рамках своей страны. Я тоже уехала и понимаю, что вряд ли смогу вернуться обратно.

- И тогда последний практичный вопрос, который волнует многих подростков, мечтающих о карьере дизайнера. Сегодня многие считают, что дизайнер должен только придумывать одежду, а потому уметь шить совсем не обязательно. Так ли это? Легендарная Коко Шанель всегда шила одежду сама, в то время как Валентино однажды признался, что вдеть нитку в иголку для него - непостижимое искусство...

- Не думаю, что некоторые азы в шитье и конструировании могут помешать дизайнеру в разработке и создании коллекций. Все равно важно понимать, как устроена конструкция модели. Одно дело – плоскостное решение, эскиз, а как изделие будет смотреться в четырехмерном пространстве - это очень важный момент, который нельзя не учитывать. Возможно, иногда технологические знания могут помешать творить свободно, «неправильно». Нужно уметь отходить от правил, чтобы создавать что-то новое.
Источник: ale.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий